Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации
Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 33 Конституции РФ принят Федеральный закон от 02.06.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон). Установленный Законом порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. К примеру, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ регламентируют порядок рассмотрения жалоб и заявлений в сфере уголовного и гражданского судопроизводства.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Преследование гражданина в связи с его обращением, содержащим критику, запрещено.
В порядке, предусмотренном Законом, рассматриваются также обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом.
Право на обращение реализуется в форме личного обращения (от своего имени), а также в форме направления индивидуальных и коллективных обращений.
Законом установлено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, учреждения или организации, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение, поступившее в электронной форме, подлежит рассмотрению в установленном Законом порядке.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению документы или материалы или их копии.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, организацию или должностному лицу.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, учреждения, организации, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов или должностного лица, то в течение семи дней со дня регистрации оно направляется в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Гражданин письменно уведомляется о переадресации обращения.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если в связи с этим запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, организацию или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Законом. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Лица, виновные в нарушении Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, в виде штрафа в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Следует учитывать, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором по месту нахождения органа или должностного лица, допустившего нарушение Закона.