1 января 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В частности, были закреплены важнейшие для развития рынка услуг по обращению с отходами обязанности граждан и юридических лиц — собственников твердых коммунальных отходов.
Так, впервые законодателем введено понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО), которое охватывает не только отходы потребления и утратившие потребительские свойства в процессе своего использования для личных и бытовых нужд товары, образующиеся у физических лиц в жилых помещениях, но и иные отходы, подобные им по своему составу, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями введенной в действие с 1 января 2016 года главой V.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, ведущие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в частности с ТКО, которые намереваются осуществлять указанную деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, должны получить статус региональных операторов по обращению с ТКО.
Оператором по обращению с ТКО будет признаваться индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, а региональным оператором по обращению с ТКО — юридическое лицо, обязанное заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
При этом региональные операторы могут осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии со следующими документами, определяющими порядок осуществления деятельности по обращению с отходами на территории субъекта:
1. региональной программой в области обращения с отходами;
2. территориальной схемой обращения с отходами.
Кроме того следует отметить, что в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов 2014 года отходам ТКО присвоен четвертый класс опасности, а с 01.07.2016 деятельность по: сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.
Таким образом, хозяйствующим субъектам, ведущим деятельность по обращению с ТКО, необходимо получить соответствующую лицензию в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу.
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга
П.А. Хлебкович