«Требования законодательства, связанного с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

 

Пушкинский район характеризуется массовой застройкой, в связи с чем, основной проблемой является привлечение работодателями к трудовой деятельности иностранных граждан с нарушением миграционного законодательства.

С учетом изложенного прокуратура района разъясняет нормы действующего законодательства, связанного с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушения в указанной сфере.

В силу ч.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее- ФЗ №115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

После получения уведомления территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Необходимость уведомления возникает при заключении после 1 января 2015 года трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с любым иностранным гражданином. Также с 1 января 2015 года необходимо уведомлять о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с любым  иностранным гражданином, независимо от даты заключения такого договора.

Согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

С 1 января 2015 года документом, подтверждающим право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, является патент.

Привлекать иностранных граждан на условиях, установленных ст.13.3 ФЗ №115-ФЗ вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.

Таким образом, патент является единым документов, действительным для трудоустройства, осуществления трудовой деятельности как у физических, так и юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, или иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Срок временного пребывания продляется на срок действия патента.

В случае если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен, либо выданный ему патент был аннулирован, данный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из РФ.

Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую детальность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент.

В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В силу части 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 13 ст.18.15 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

На основании примечания к ст.18.15 КоАП РФ в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

В целях устранения нарушений миграционного законодательства при выявлении нарушений в данной сфере прокуратурой района к административной ответственности привлекаются как должностные лица предприятий, допустившие к незаконной трудовой деятельности иностранных граждан, так и сами юридические лица.

В соответствии с Договором о Европейском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности граждан государстве- членов Союза (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) без учета каких-либо ограничений, а гражданам этих государств, в свою очередь, не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности.

Таким образом, трудовой договор либо гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Киргизия заключается без истребования патента.

Срок временного пребывания (проживания) трудящегося мигранта и членов его семьи определяется сроком действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства- члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства –члена на территории другого государства – члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством въезда.

Кроме указанных выше случаев не требуется оформление разрешительных документов для привлечения к трудовой деятельности (как прибывших из стран с визовым режимом въезда, так и безвизовым) в следующих случаях:

— иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации;

— иностранный гражданин является постоянно проживающим на территории Российской Федерации, то есть имеющим действительный вид на жительство;

— иностранный гражданин является беженцем или лицом, получившим временное убежище на территории Российской Федерации;

— иностранные граждане, ставшие участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

— иные категории в соответствии с п.4 ст.13 ФЗ №115-ФЗ.

 

Старший помощник прокурора района

юрист 1 класса                                                                              Н.С. Кононенко