До окончания парламентского года в петербургском Законодательном Собрании осталось менее полутора месяцев. О самых заметных событиях в городском парламенте в 2015 году, а также об основных законотворческих трендах газете «Невское Время» рассказал Секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения Партии «Единая Россия», Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров
– На одном из недавних заседаний Законодательного собрания Петербурга шестеро депутатов, ранее исключённых из разных партий, объявили о намерении создать «группу независимых депутатов». В неё вошли Ирина Комолова, исключённая из КПРФ, бывшие «яблочники» и сторонники «Гражданской платформы» Ольга Галкина, Максим Резник, Вячеслав Нотяг и бывшие «справедливороссы» Вячеслав Бакулин и Сергей Трохманенко. Каково ваше отношение к этому новому образованию? Как оно может изменить расклад сил в городском парламенте?
– Любое объединение депутатов, прежде всего тех, кто сегодня остался вне партий, – это обычная политическая практика. Им надо определяться в плане их дальнейшей политической судьбы, ведь до выборов в новый созыв парламента Петербурга осталось около полутора лет. Поэтому к таким процессам я отношусь спокойно. При этом считаю, что такое объединение не дестабилизирует работу депутатов, равно как и не приведёт к какому-то новому раскладу сил в парламенте.
– Недавно Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга, отчитываясь о своей деятельности за 2014 год, заявила об обнаружении нарушений законодательства и недостатков на сумму 132,6 миллиарда рублей при расходовании бюджетных средств. Какие действия намерены предпринять депутаты ЗС, чтобы помочь устранить эти нарушения и их последствия?
– По итогам проверок Контрольно-счётной палаты принимать решения должны прежде всего распорядители бюджетных средств и правоохранительные органы. Исполнительная власть города отреагировала на выявленные нарушения: были уволены 12 должностных лиц и 46 – привлечены к дисциплинарной ответственности. Дела, в которых есть признаки уголовного преступления, будут рассматриваться прокуратурой и Следственным комитетом. Задача законодателей в этом случае – внимательно проанализировать, каким образом эти нарушения могли быть допущены, и при необходимости внести изменения в действующее законодательство, устранив не выявленные ранее факторы, которые могут способствовать коррупции.
– Депутаты ЗС Петербурга недавно приняли закон о сокращении финансирования деятельности парламента. Теперь на эти цели будет выделяться не 5, а 3 процента от бюджета ЗС. Вы были одним из инициаторов этого законопроекта. Поясните, пожалуйста, какую цель он преследует.
– Наше решение было принято с учётом экономической ситуации в городе и стране. Сокращён фонд оплаты труда сотрудников петербургского ЗС. Кроме того, мы сократили расходы на содержание Мариинского дворца, на финансирование обеспечения законопроектной деятельности. Речь идёт о законопроектах, в работе над которыми совершенно безболезненно можно отказаться от привлечения сторонних экспертов. Такая корректировка позволяет существенно сэкономить средства бюджета города, ведь приоритетом для нас остаётся социальная поддержка жителей Петербурга, доля которой сокращаться ни при каких обстоятельствах не будет.
– Сейчас в российском обществе и политическом истеблишменте идут жаркие споры о путях выхода страны из экономического кризиса. А что на этом направлении предпринимает петербургский парламент?
– Для поддержки предпринимательской активности в условиях непростой экономической ситуации фракцией «Единая Россия» было разработано сразу несколько законодательных инициатив. Одна из них уже принята в первом чтении – об установлении так называемых налоговых каникул. Реализация данной нормы окажет благоприятное воздействие на городскую экономику и развитие малого и среднего бизнеса. Ведь именно небольшие предприятия способны гибко реагировать на изменение экономической ситуации, создавать новые рабочие места. Здесь можно сказать и о необходимости расширения сети мелкорозничной торговли, снижения административного давления на торговый бизнес. Но нам также нужно поощрять предприятия вкладывать деньги в развитие, в обновление основных фондов, а не просто «проедать» прибыль. Считаю, что в нынешних условиях мы приняли совершенно правильное решение – не менять правила игры для налогоплательщиков и не увеличивать налоговое бремя.
– В недрах ЗС регулярно появляются странные законопроекты – вроде недавней инициативы о введении уголовного наказания за тунеядство. Вы согласны с тем, что такие инициативы портят имидж ЗС Петербурга? Что вы намерены предпринять для того, чтобы в будущем пресекать их на корню?
– Считаю, что подобные законопроекты влияют только на имидж выдвинувшего их депутата. А депутат отвечает, в первую очередь, перед своими избирателями, своей партией и своей фракцией. Председатель не является «командиром парламента», чтобы «пресекать на корню» любые инициативы законодателей.
Вместе с тем хочу обратить внимание журналистов на то, что СМИ зачастую сильно преувеличивают масштаб таких событий. Напомню, в ряде городских изданий недавно появились публикации, в которых говорилось о поддержке депутатами Заксобрания упомянутой инициативы Андрея Анохина о введении уголовной ответственности за двукратный отказ от предложенной работы. В некоторых материалах даже утверждалось, что этот проект «уже одобрен и направлен в Государственную думу». Но эти заявления совершенно не соответствовали действительности. Ко времени появления публикаций инициатива депутата Анохина ещё не рассматривалась ни одним постоянным органом Законодательного собрания, каким-либо комитетом, комиссией или фракцией. Ни о какой консолидированной поддержке этого законопроекта петербургским парламентом не могло быть и речи. Так что это была искусственно созданная сенсация, которая действительно в какой-то мере негативно повлияла на имидж парламента.
– А как вы сами относитесь к предложению депутата Анохина?
– Я считаю, что предложенный нашим коллегой законопроект грубо нарушает сразу несколько основополагающих правовых норм, и в первую очередь Конституцию РФ. Каждый законодатель обязан учитывать положения Основного закона страны, в котором содержится прямой запрет использования принудительного труда. Инициатива Андрея Анохина, таким образом, ограничивает конституционные права и свободы граждан и нарушает принцип гуманизма, заложенный в Уголовном кодексе РФ. Согласно этому принципу наказание должно быть соразмерно проступку, а государство стремится без необходимости не применять меры уголовно-правовой репрессии.
Да, так называемый теневой сектор является серьёзной экономической проблемой. Но главную ответственность при этом чаще всего несёт работодатель. Если мы не можем из-за отсутствия доказательств применить санкции к теневому предпринимателю, справедливо ли будет наказывать его наёмных работников, которые зачастую вынуждены или соглашаться на «чёрные» зарплаты, или оставаться без работы?
Сегодня в условиях экономического кризиса на ряде предприятий происходят сокращения штатов, количество безработных увеличивается. В такой ситуации введение уголовной ответственности за уклонение от трудоустройства лишь усугубит социальную напряжённость.
– Недавно вы резко выступили против позиции, занятой советником губернатора Александром Малышевским и депутатом Государственной думы Сергеем Вострецовым по вопросу о судьбе здания школы на Крестовском проспекте. В чём суть этих противоречий, и какое развитие получила данная ситуация?
– Здание, о котором идёт речь, уже было передано в оперативное управление средней школе № 51 Петроградского района, причём районная администрация привлекла средства инвестора для ремонта и реконструкции объекта. После завершения работ школа готова будет принять около 400 учеников. В то же время Александр Малышевский и Сергей Вострецов откровенно лоббировали интересы строительной компании JONSSUN, предлагавшей продлить договор аренды с частной школой и вложить свои средства в ремонт и реконструкцию.
То есть общеобразовательному учреждению нужно было предпочесть частное учебное заведение, где никогда не было больше 27 учеников, и позволить фирме, специализирующейся на элитном жилье, приобрести часть прав на ценный земельный участок на Крестовском острове. Считаю такое давление на органы исполнительной власти Санкт-Петербурга совершенно недопустимым. И это не только моё мнение.
Постоянная комиссия ЗС по образованию, культуре и науке рассмотрела этот вопрос и приняла однозначное решение: считать целесообразной передачу здания школе № 51. А также предложить губернатору Георгию Полтавченко освободить Александра Малышевского от занимаемой должности – в связи с тем, что он своей деятельностью дискредитирует исполнительные органы госвласти и наносит ущерб имиджу Петербурга как культурной столицы. Уверен, этот вопрос будет решён в пользу жителей.
– Недавно депутаты Законодательного собрания приняли поправки в Генеральный план Санкт-Петербурга. Однако и у градозащитников, и у ряда парламентариев осталась масса претензий к этому документу. На ваш взгляд, насколько Генеральный план развития города отвечает современным реалиям и интересам самих горожан?
– Ещё несколько лет назад была создана комиссия, которая занималась подготовкой изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга. В эту комиссию вошли представители исполнительной и законодательной власти, эксперты в области территориального планирования. Всего в комиссию поступило порядка 5000 заявок. И 34 процента из них было учтено в подготовленном законопроекте.
Кроме того, слушания по генплану прошли во всех районах города. На них также высказывалось огромное количество предложений. Считаю самым главным, что подавляющее количество пожеланий наших жителей было учтено. Петербуржцы чаще всего говорили о недопустимости застройки зелёных зон и изменения функционального назначения таких территорий. Поэтому в законопроекте предлагается увеличить площадь рекреационных зон на 1,3 тысячи гектар, в документе отражено 14 существующих и 9 ещё только планируемых особо охраняемых природных территорий.
Убеждён, что в скорректированном генплане будет найден баланс в развитии промышленных территорий, коммерческой и жилой застройки, строительстве инфраструктуры, в том числе социальной, и организации достаточного количества рекреационных зон для жителей, увеличении общей площади зелёных насаждений.
Генеральный план – это один из фундаментальных законодательных актов по стратегическому развитию Петербурга. Депутаты подходят к его рассмотрению очень серьёзно. И в результате у нас должен быть принят документ, который не будет вызывать ни малейших споров у экспертов и простых жителей, иметь, что называется, «безупречную репутацию».
Наиболее значимые законы, принятые петербургским парламентом в ходе весенней сессии:
• «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге». Регулирует отношения, возникающие в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге.
• «О территориальной программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
• Внесены изменения в закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга».
• Внесены изменения в закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Определена ответственность за нарушение правил пользования платными парковками в Санкт-Петербурге. Ужесточена ответственность за незаконную торговлю, увеличен штраф за реализацию товаров в местах, не предназначенных для осуществления торговли.
• Внесены изменения в закон «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге». Запрещена розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков.
• «О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»
• «О размещении нестационарных торговых объектов».
• Внесены изменения в закон «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга».
• Внесены изменения в закон «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге». Скорректированы положения о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
• Внесены изменения в закон «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге».
К полномочиям правительства города отнесено создание условий для организации проведения независимой оценки качества услуг организациями культуры.
• Приняты изменения в закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Профилактика безнадзорности и защита прав несовершеннолетних в Санкт-Петербурге.
• Внесены изменения в закон «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга». Представлены в новом виде положения об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о доходах.
http://nvspb.ru/tops/prioritetom-dlya-nas-ostaetsya-socpodderjka-gorojan-57695