Это словосочетание вызывает недоумение и тревогу.
О детях привычно говорить «маленькие», «милые», «хорошие», «послушные», «непослушные», «здоровые», «капризные», «умные»…
Но иногда все же приходится говорить о ком-то, что они являются «детьми улиц».
Так кто же они – «дети улиц»?
Различные семейные обстоятельства, особенности взаимоотношений со сверстниками, пережитый негативный опыт, стрессовые ситуации порой приводят ребенка на улицу, где он находит для себя новый круг общения, новые занятия. Но обретенные в подобной ситуации круг общения и новые занятия не дают ребенку защиты от жизненных неурядиц. Именно они в целом разрушают психику ребенка, вырабатывают у него своеобразный лексикон, специфическое мировидение, агрессивность, неадекватные формы самозащиты и самовыражения. Такие дети теряют интерес к учебе, чувство самоконтроля и самосохранения.
Как правило, у таких детей быстро вырабатывается новое представление об их роли и возможностях жизни среди людей. Ими начинают править законы улицы.
Неокрепшая психика ребенка не дает ему возможности противостоять соблазнам улицы, представлениям о псевдосвободе, перспективе. У них совсем не вырабатывается навык анализа и оценки собственных действий, тем более не прививается адекватное отношение к критике.
Часто различные ситуации во взаимоотношениях «детей улиц» имеют своим продолжением рукоприкладство, оскорбления.
Ранний алкоголизм, наркомания, воровство и кражи становятся для детей улиц своеобразной нормой жизни.
Вернуть детей с улицы домой гораздо труднее, чем предотвратить их уход из дома. Если дети не могут понять, что прошлое неотступно преследует человека, грозя перечеркнуть настоящее и уничтожить будущее, то взрослые люди это должны понимать хорошо. Поэтому уход детей из дома на улицу – это прежде всего явление, вызванное поведением взрослых людей, их ошибками в своих действиях.
Главным образом, это проблемы взаимоотношений в семье. Безразличие к проблемам ребенка, физические наказания, оскорбления словом, невнимание к состоянию здоровья, к кругу общения, отстраненность родителей от вопросов учебной деятельности ребенка, личный негативный пример поведения со временем переполняют чашу терпения ребенка и вызывают у него потребность самостоятельного поиска пути самоопределения. Вот тут-то и появляются «дети улиц».
Конечно, современные экономические и социальные проблемы в обществе не позволяют взрослому населению быть абсолютно уверенным в завтрашнем дне. Тревоги не оставляют человека. И тем не менее, единственный вопрос, который действительно не должен сходить с повестки дня человека, у которого есть дети, это вопрос воспитания ребенка, обеспечения его учебной деятельности, создание условий для его безопасности.
Только взрослые действительно могут предвидеть исход поступка своего ребенка. Только взрослые могут поставить барьер недопустимому в современном мире феномену, который получил вполне определенное имя «дети улиц».
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Вы знаете, что каждый человек, осознавая то или не осознавая, имеет перед собой цель – обрести самого себя. Но путь к этой цели сложен. Порой он сопровождается внутренними конфликтами с самим собой и с окружающими, проходит через внешние срывы и восхождения.
Вы стремитесь осознать и развить свою неповторимость, в вас пробуждается чувство личности. Но вы должны понимать, что реально находиться наедине со своим «Я» трудно в любом возрасте, и особенно это трудно для подростка. Подросток не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он хочет стать. Желание найти себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто привычно, из года в год, оказывает на него влияние, и в первую очередь это относится к родителям. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам.
Подростковый возраст характеризуется усилением независимости, причем во всех сферах поведения; повышенным вниманием к самому себе, своей внешности, к самопознанию и самовоспитанию. Такое отношение имеет противоречия. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую многими недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преувеличивает свои достоинства и столь же по-детски преуменьшает недостатки.
В это период подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей. Это ведет к возникновению в сознании ребенка совершенно новых ценностных ориентаций: подросток начинает интенсивно рефлексировать в отношении себя, других людей, общества в целом. Иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники – эти понятия обретают новые значения и смысл.
Вот тут и кроется опасность того, что вы можете поставить перед собой задачу обособиться от принятой вами ранее неизменной сущности бытия, которую вы представляли в виде родителей, родственников, принадлежащего им мира вещей, семейных традиций, стиля взаимоотношений. Вот тут и кроется опасность «выпасть из гнезда», оторваться то своих корней, сбиться с пути и превратиться в «дитя улиц». А ведь это страшно!
Дорогие ребята!
Дружба, друзья, открытия – это замечательно. Но только до тех пор, пока все это носит добрый характер, не требует жертв ценой разрыва семейных отношений. Ведь именно семья то единственное место, куда человек может прийти и с радостью, и с бедой, где ему всегда помогут, окажут поддержку и защитят его.
Помните об уникальной ценности – ценности семейных отношений