Исполнение в Российской Федерации требований действующего законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Исполнение в Российской Федерации требований действующего законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Положение ребёнка в обществе отличается от положения взрослого. Ребёнок не обладает самостоятельностью, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы. Как правило, важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребёнка принимают взрослые, дети нуждаются в защите или опеке старших, но не у всех детей есть родители, и не все дети воспитываются в родной семье.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты находятся под защитой государства. Права детей — сирот регулируются Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996г.

В соответствии с законодательным актом, к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся: дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей; дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях; дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений; дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. В Санкт-Петербурге действует Социальный кодекс, принятый законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий для детей-сирот.

Так, право детей — сирот на образование в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обучение за счет средств федерального бюджета в государственных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе (при наличии оконченного основного общего или среднего общего образования); на бесплатное получение второго начального профобразования; предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний при полном государственном обеспечении с сохраняем за весь период отпуска выплаты стипендии в полном объеме; на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта; в случае получении образования в другом городе — возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год; выпускники, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение, что предполагает: бесплатное питание, проживание в общежитии и медицинское обслуживание, одежду и обувь, повышенную стипендию независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики.

В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивает проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

В сфере труда дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами: на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равному среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного; на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя, в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Отдельного вопроса заслуживает социальная гарантия на жилищные права детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При наличии у данной категории лиц в распоряжении на правах собственности закрепленного жилого помещения, сохраняется право на это жилое помещение даже при нахождении их в государственных социальных учреждениях.

В случаях отсутствия закрепленного жилья, последнее предоставляется вышеназванной категории лиц из специализированного жилищного фонда на основании договора специализированного найма, срок действия которого составляет 5 лет (ранее на такое социальное жилье можно было сразу оформить право собственности). То есть, в течение этого срока, лицо, получившее социальное жилье, не вправе его сдавать, продавать, приватизировать и передавать во владение третьим лицам. По истечению пятилетнего срока, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, с владельцем заключается договор социального найма. Минимальный размер общей площади жилого помещения рассчитывается на основании установленных норм в данном субъекте.

Кроме вышеназванных категорий лиц, жилищные права детей сирот предоставляются и тем детям, которые имеют закрепленное жилье с невозможностью проживания в нем: если в этой же квартире проживают родители, раннее лишенные родительских прав, лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний, если жилое помещение не соответствует санитарно-техническим нормам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная категория лиц имеет право в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на бесплатную юридическую помощь в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Прокуратура Пушкинского района