Мошенничество под видом сотрудников полиции.

Мошенничество под видом сотрудников полиции.

 Вымогательство денег за близких людей, якобы попавших в беду, — один из самых известных способов обмана по телефону. Разберемся в том, как распознать мошенничество и можно ли что-то сделать, если вы уже отдали деньги аферисту.

Все начинается с неожиданного звонка, поступающего на мобильный или стационарный телефон. Чаще всего аферисты работают в ночное время: так жертву проще всего застать врасплох. Человек, который еще не отошел ото сна, узнает ужасную новость: его родственник попал в беду. Голос в телефонной трубке заявляет, что близкий человек якобы был задержан полицией, ФСБ или другим силовым ведомством. Важно: мошенник может представиться как сотрудником организации, осуществившей задержание, так и самим родственником! В состоянии шока многие люди не могут определить, чей голос они слышат в телефоне. В самом распространенном случае мошенник играет роль сына или дочери жертвы. Повод для задержания звучит угрожающе: хранение наркотиков, нанесение тяжких побоев или нападение на сотрудника полиции. Оказав сильное психологическое давление, голос в трубке предлагает решение: дать взятку «следователю» или другому служащему, который может моментально освободить родственника. Но действовать нужно быстро, ведь через несколько часов замять дело уже не получится!

В конце разговора преступник называет точную сумму и способ передачи денег. Обычно «взятка» передается наличными в указанном месте, но в некоторых случаях применяются и электронные деньги.

Точное содержание телефонного спектакля может изменяться, но его смысл остается неизменным. Результат аферы — передача денег преступникам. Спустя несколько часов, выясняется, что никаких проблем у родственника на самом деле не было.

В качестве родственника, попавшего в беду, мошенники обычно называют сына или дочь жертвы. По этой причине от телефонного вымогательства обычно страдают родители взрослых детей. За подростками и совершеннолетними постоянный присмотр не ведется, так что велика вероятность, что сына или дочери действительно не будет дома. Пример: в январе 2018 года незнакомец позвонил 70-летнему пенсионеру и попросил 150 тысяч за «освобождение сына из полиции». Мужчина догадался спросить дату рождения своего ребенка, после чего мошенник повесил трубку.

Если преступник услышит в трубке молодой голос, тактика может быть другой. «Проблемным» родственником в этом случае окажется кто-то из родителей. Впрочем, подобные ситуации возникают редко: молодые люди действуют более осторожно, и мошенникам невыгодно тратить на них свои силы. Время суток также имеет значение. Запугать сонного человека гораздо проще, так что звонок обычно совершается ночью или поздним вечером. Таким образом, мошенническая схема предполагает: выбор жертвы, у которой есть взрослые дети; чаще всего — совершение звонка в позднее время.

Как распознать мошенничество Главная причина успеха телефонного мошенничества — неустойчивость человеческой психики в стрессовой ситуации. Обычно проверить достоверность информации от незнакомца не составляет труда, но большинство жертв даже не пытается сделать это.

Главный совет: в любой подозрительной ситуации думайте о том, как можно проверить полученные данные. При получении непонятного звонка важно грамотно вести себя как во время разговора, так и после него.

Посмотрим, какие действия нужно предпринять, чтобы разобраться в ситуации.

Важное уточнение: если вы не знаете, что конкретно происходит с вашим родственником, не игнорируйте поступивший вызов. Нельзя исключать, что он действительно попал в беду, поэтому лучше проверить все факты. Что делать во время разговора С самого начала общения мошенник начнет оказывать сильное психологическое давление. Главное правило — не поддаваться и помнить о том, что с родственником, скорее всего, все в порядке. Чтобы получить как можно больше информации, постарайтесь выполнить следующие действия:

Если звонящий представился кем-то из ваших близких, прислушайтесь: совпадает ли голос? Если голос похож, спросите у собеседника дату рождения или поинтересуйтесь его хобби — словом, уточните информацию, которую не может знать посторонний человек.

В разговоре со «следователем» или другим сотрудником силовых структур уточните информацию о месте его работы. Узнайте звание и должность звонящего, а также адрес организации, в которой он работает.

Попросите передать трубку своему родственнику. Аферист не сможет этого сделать.

Не стоит надеяться на то, что мошенник сразу же бросит трубку. В большинстве случаев преступники до последнего ведут разговор, надеясь убедить жертву в своей честности. По этой причине после окончания разговора стоит провести дополнительную проверку.

Что делать после разговора Главное правило: сразу же попытайтесь связаться с родственником, который якобы попал в беду. Позвоните ему по телефону, отправьте SMS и сообщения в мессенджерах. Ситуация усложняется, если связаться с родным человеком не удается. В этом случае используйте информацию, полученную во время разговора: Если звонок поступил на мобильный, попробуйте найти телефон абонента в Google или Яндексе. Возможно, мошенник уже «засветился» в разговорах с другими абонентами. Проверьте информацию о собеседнике и месте его работы, позвонив в организацию, сотрудником которой он представился. Для звонка в полицию наберите 102. Если же речь идет о подразделении ФСБ, узнайте телефон для связи с региональным отделением в интернете. Дозвонившись до нужной организации, уточните, действительно ли было произведено задержание вашего родственника.

Позвоните в полицию и уточните, было ли произведено задержание на самом деле Обнаружив обман, постарайтесь добраться до отделения полиции и написать заявление на мошенников. Возможно, это избавит ваших друзей и соседей от подобных проблем.

Что делать, если вы уже отдали деньги мошеннику Если вы стали жертвой преступника, немедленно обратитесь за помощью в полицию. При подаче заявления укажите всю информацию, которая может помочь найти незнакомцев: номер, на который поступил звонок; номер, с которого звонил мошенник (если известно); примерное время разговора; место и время передачи денег; описание внешности и одежды человека, который забирал деньги. Ссылка в тему: куда пожаловаться на бездействие полиции. Действия аферистов квалифицируются в соответствии со статьей 159 УК РФ. Найти виновных в совершении преступления бывает крайне трудно, так как звонки обычно совершаются с SIM-карт, записанных на подставных лиц. Впрочем, фоторобот, камеры наружного наблюдения и другие средства увеличивают шансы на поимку преступников.

 

Как еще обманываю под предлогом экстренной ситуации

  1. «Помогите задержать преступников»

К жертве приходит «участковый» и предупреждает, что в городе орудует банда преступников: они притворяются коммунальщиками и собирают с жителей деньги на улучшение жилищных условий. Уходя, он оставляет свой номер телефона и просит позвонить ему, если придут мошенники.

Мошенники появляются на следующий же день — и действительно просят деньги. Наученная жертва просит их подождать в коридоре, набирая в это время «участковому». Подставной «полицейский» уговаривает жертву передать деньги лжекоммунальщикам: якобы после этого он их задержит, а деньги вернет.

Доверяя доброму участковому, люди соглашаются поучаствовать в спецоперации. Но деньги никто возвращать не торопится, на телефон «полицейский» не отвечает, а в отделении о таком сотруднике ничего не знают.

Как не попасться.

Прежде чем открыть дверь участковому, попросите его представиться и предъявить удостоверение. Если он откажется или слишком быстро уберет документ, не впускайте его в дом.

Даже если незнакомец представился и показал документы, не спешите ему доверять. Есть смысл переписать данные с удостоверения и позвонить в полицию: возможно, документ окажется поддельным.

 

  1. Аферисты приходят в квартиры к пенсионерам и представляются полицейскими, которые ловят почтальона-мошенника: по их сведениям, вручая пенсию, он подменяет настоящие купюры фальшивыми.

Чтобы выяснить, так ли это, подставные полицейские просят показать деньги, которые жильцы получили в последний раз, — и, конечно же, находят поддельные купюры. Мошенники «изымают» их, а пенсионеры закономерно лишаются денег.

Как не попасться. Не давать деньги в руки незнакомцам, даже если они представляются полицейскими. Чтобы провести в квартире осмотр без согласия жильцов, у полицейского должно быть разрешение.

Даже если эту бумагу покажут, лучше позвонить в полицию и уточнить, работает ли в отделении такой сотрудник и действительно ли он имеет право на проверку.

 

  1. Как мошенники крадут деньги пенсионеров

Мошенник в форме полицейского подходит к жертве и просит оплатить штраф за реальное правонарушение — например, переход дороги в неположенном месте, курение рядом с автобусной остановкой или распитие на улице. Деньги предлагает отдать ему в руки: так он сделает вид, что ничего не видел.

Как не попасться. Если вас остановил человек в форме, попросите его представиться, предъявить удостоверение и показать нагрудный знак: это поможет убедиться, что перед вами полицейский, а не мошенник.

 

  1. На электронную почту жертве приходит письмо: якобы в городе произошла крупная авария с участием общественного транспорта и полиции нужна помощь в опознании пострадавших, а электронный адрес оказался в телефоне одного из пассажиров. К письму прикреплена фотография этого человека, но, чтобы ее открыть, необходимо скачать файл на компьютер.

Когда жертва открывает загруженный файл, вместо фотографии на экране появляется крупная надпись: «Браузер заблокирован МВД за просмотр незаконных видеоматериалов. Чтобы разблокировать браузер, оплатите штраф в размере 10 000 Р».

Убрать окно с экрана не удается, и некоторые предпочитают заплатить, чтобы не наживать проблем.

Как не попасться. Не открывать файлы, которые прислали незнакомцы, даже если они представляются полицейскими. Если легенда звучит убедительно, лучше позвонить в полицию и уточнить, действительно ли произошла авария и нужна ваша помощь. Не переводить деньги вымогателям и обратиться к специалистам, если не получается закрыть окно самостоятельно.